Двадцать лет назад частные самолеты в России были лишь у единиц, и то эти легкие воздушные суда предназначались только лишь для спортивного пилотажа. Иначе говоря, это было хобби, а не надежное средство передвижения. Но за последние годы ситуация в бизнес-авиации кардинально изменилась: российская бизнес-элита все чаще предпочитает летать на собственных самолетах. Эти самолеты среднестатистический россиянин не увидит в авиасалонах. Обычная публика может посмотреть на них лишь краем глаза на взлетно-посадочных полосах столичных аэропортов, когда эти самолеты выкатываются из ангаров, чтобы унести своих владельцев за границу.
Крупные бизнесмены, доход которых превышает $20-30 млн. в год, уже не летают первым классом — они предпочитают чартерные полеты на бизнес-джете. Это и понятно, ведь в аэропортах приходится проходить утомительную процедуру таможенного досмотра, паспортного контроля и регистрации (в ВИП залах все намного удобнее). Человек, у которого есть деньги, предпочитает избегать подобных неудобств и не хочет подстраиваться под расписания рейсов авиакомпаний. Кроме того, для тех бизнесменов, чей доход превышает $100 млн. в год, и у кого есть необходимость летать за рубеж три-четыре раза в месяц, личный самолет становится необходимым средством передвижения.
Так, почти у каждого из ста самых богатых людей нашей страны есть личные воздушные суда. Сейчас в России более двухсот бизнес-джетов, принадлежащих как бизнесменам, так и корпорациям. Более 70 российских бизнесменов заказали у ведущих мировых авиастроительных корпораций производство самолетов только в 2010-2011 году. Такими темпами Россия в ближайшие годы может занять второе после США место по количеству личных самолетов.
То, что российская бизнес элита предпочитает заказывать воздушные суда у иностранных производителей, вполне объяснимо. Во-первых, это касается их статуса: бизнес-джеты заказывают крупнейшие предприниматели, которые ведут свой бизнес по всему миру. Им важно производить на своих иностранных деловых партнеров впечатление серьезных людей, с которыми можно иметь дело. Во-вторых, переоборудованные под VIP-класс Як-40, Ту-134 и Ту-154 оснащены слишком шумными двигателями, и эти самолеты просто не пропускают в европейские страны. А разрешение пролететь над странами Азии может ожидаться до трех недель. Иностранные же воздушные суда получают разрешение всего за несколько часов.
Ну и, наконец, самая важная причина: российские гражданские суда малого и среднего класса исчерпают свой ресурс лет через пять-шесть, а кто будет покупать такой лайнер?
Какие самолеты выбирают олигархи
Бизнес-джеты можно поделить на пять групп. В первую группу входят небольшие модели, рассчитанные на 5-6 пассажиров, на которых можно летать на расстояние в 1 500 км. Салон у них невысокий, поэтому в полный рост встать нельзя. Российские бизнесмены такие суда игнорируют: зачем им покупать воздушное судно, на котором из Москвы можно долететь разве что в Петербург? Ко второй группе относятся самолеты с дальностью полета в 3-4 тысячи км, на борт они берут не более 8 пассажиров. В частности, это Cessna XL, Hawker 800, Learjet 60. Однако эти самолеты так же не пользуются популярностью у деловой элиты России. А вот самолеты четвертой группы наши бизнесмены покупают и арендуют с удовольствием: это Bombardier Challenger 604, Falcon 900 и Falcon 2000, а также Gulfstream G200 и Gulfstream G350. Эти суда берут на борт 9-15 человек, длительность полетов — до 7 тысяч км со скоростью 800-850 км/ч. Четвертая группа бизнес-джетов — это самолеты, предназначенные для межконтинентальных перелетов. У Олега Дерипаски, к примеру, Gulfstream V, который без дозаправки может пролететь 12 тысяч км. В пятую группу входят бизнес-джеты, переоборудованные из гражданских лайнеров. Например, Boeing на базе лайнеров Boeing 737-700 и 737-800 выпускает BBJ и BBJ 2.
Депутат Сулейман Керимов летает на BBJ (бизнес-вариант Boeing 737-700), на нем же раньше летал Роман Абрамович, который сейчас пересел на Boeing 767 ($100 млн.). Михаил Фридман летает на Bombardier Global Express ($40 млн.), Олег Дерипаска — на Gulfstream V. Руководство концерна «Газпром» возят на двух Falcon 900, принадлежащих собственной авиакомпании «Газпромавиа». У Сергея Пугачева — члена Совета Федерации — Gulfstream IIB за 10 миллионов и Falcon 2000 за 25 миллионов, Виктор Вексельберг («СУАЛ-Холдинг») летает по всему миру на Bombardier Challenger 604 за 24 миллиона долларов. Кстати, именно этот самолет чаще всего выбирает российская бизнес-элита. Он берет на борт пятнадцать пассажиров, а благодаря высоте салона в 184 см можно стоять в полный рост.
Какие аэропорты обслуживают бизнес-джеты
В столице наибольшее количество судов обслуживают аэропорты «Шереметьево» и «Внуково». Причем «Шереметьево» был первым в России аэропортом, который стал обслуживать частные самолеты. И хотя эти два аэропорта не всегда справляются с нагрузкой, все же у них бывает меньше воздушных пробок, чем, скажем, в «Домодедово»: там даже самолетам VIP приходится стоять в пробке и ждать посадки или взлета. К тому же последний расположен далеко от тех направлений, где в основном живут клиенты деловой авиации (Ново-Рижское, Рублевское и Можайское шоссе).
В «Шереметьево» обслуживается более четырехсот частных рейсов, среди клиентов центра бизнес-авиации много знаменитых людей, но они предпочитают не афишировать свои имена. Именно поэтому пресс-службы аэропортов хранят в полной конфиденциальности имена владельцев частных самолетов. Представители иностранных компаний, обслуживающих борты российских бизнесменов, также никогда не комментируют вопросы, касающиеся VIР-перевозок.
Расходы на содержание собственного лайнера могут доходить до миллиона долларов в год. Воздушное судно бизнес-класса нуждается в техническом обслуживании, регулярных регламентных работах, также сюда входит зарплата пилотов, повышение их квалификации, проживание в дорогостоящих гостиницах, как, например, «Рэдиссон-Славянская» или «Балчуг».
Проблемы российской бизнес-авиации
Стремительный рост российской бизнес-авиации сталкивается со многими проблемами. Стоит заметить, что владельцы судов порой даже не представляют, насколько сложен процесс вылета их самолетов, и со сколькими проблемами он сопряжен. Например, владельцу частного самолета каждый раз оформляют билет на бланке авиакомпании, обслуживающий борт. Конечно, хозяин судна этого билета даже не видит, но по факту они оформляются.
Может возникнуть и такой вопрос: почему пилоты постоянно живут в гостиницах? Ответ прост: большинство пилотов иностранцы. И связано это не с тем, что в России нет настоящих специалистов. Дело в том, что бизнес-джеты, принадлежащие российским бизнесменам, летают под флагами иностранных компаний (в основном Европа и США), поскольку российские граждане и корпорации не могут просто так купить самолет. Для этого они вынуждены зарегистрировать фирму, чтобы она относилась к авиации, а затем заключить договор с одной из существующих авиакомпаний для обслуживания борта. Есть и другой вариант — корпорация или лично бизнесмен должен организовать собственную авиакомпанию. Именно по такому пути и пошел «Газпром», который перевозит на не только руководящий состав, но и большое количество рабочих-вахтовиков. Однако никто, кроме данной корпорации, не стал создавать свою авиакомпанию, потому что это очень дорого.
Получается, что российская бизнес-авиация живет за рубежом, работают в ней иностранные летчики, обслуживают иностранные инженеры и регулируют иностранные чиновники. Другими словами, эта отрасль в России состоялась не полностью.
Среди других проблем особенно важными являются: регистрация воздушных судов бизнес-класса в России; признание прав собственности на самолеты, ввозимые в страну; таможенное регулирование в сфере бизнес-авиации; сложный процесс сертификации; нормативно-правовая база. Так, из-за очень высоких пошлин на импорт авиационной техники всего 15% иностранных бизнес-джетов ввезены в Россию с уплатой всех налогов. Эти суда сертифицированы — а это очень сложный процесс — поэтому могут свободно летать по всей России.
Из-за отсутствия федерального закона большинству владельцев самолетов приходится регистрировать суда за рубежом, что создает серьезный барьер для технологического развития России. В нашей стране бизнес-джеты не производятся, и догнать зарубежных производителей в этой сфере уже не представляет возможным.
Бизнес-авиация — это возможность сэкономить время, что имеет первостепенное значение для бизнеса. Это незаменимый элемент управления для современных бизнесменов и корпораций, который сокращает расстояния и расширяет масштаб деятельности. Стоит отметить, что над проблемами бизнес-авиации стало задумываться правительство, которое собирается снизить таможенные пошлины на импорт авиационной техники, которая не производится в России.