Рынок деловой авиации России. Как это было. Ощущения очевидца

Хочется поделиться с Вами, дорогие наши друзья, своими мыслями по теме, которая интересна одной части из нас с точки зрения потребителя – человека пришедшего морально и материально  к черте, шаг за которую определяется  решением – что дороже: собственное время и комфорт, или такая категория нашего бытия, как денежные средства, и для другой (продавца) – как в водовороте страстей и эмоций приобрести и удержать клиента, что, автоматически, означает стабильное персональное обогащение. Тема – краткая история рынка бизнес авиации России.

Сначала необходимо вернуться в историю (начало 90-х годов) когда слова «VIP самолеты,  VIP чартер,  ВИП чартер, бизнес чартер, бизнес джет» были непонятны не только авиаторам, но и самим почтенным пассажирам. В это время и осуществлять то такие не совсем понятные полеты можно было исключительно на парке российских самолетов не только находившемся в распоряжении партийно-военного аппарата, но и по правилам, исключающим само понятие срочного вылета или изменения маршрута и графика полетов. Да и слова эти «ВИП чартер и ВИП самолет» непонятным для филологов образом трансформировались из полу-английского варианта  «VIP самолет,  VIP чартер». То есть вполне понятная аббревиатура VIP – Very Important Person преобразовалась в звучное но непереводимое слово ВИП. Но таковы превратности развития нашего «великого и могучего…», да и не этому посвящена эта статья.

Итак, начало последней декады столетия. В соответствии с прогрессивными изменениями общества в целом и экономики в частности, на наших просторах появляются иностранные компании, которые, следуя историческим привычкам, начинают попытки вливания своего материального и интеллектуального капитала с целями далеко не альтруистскими. И внезапно понимают,  что для тривиального, с их точек зрения, путешествия необходимо потратить в разы больше времени,  чем они привыкли (местные авиалинии в развале, расписание лишь скудным образом покрывает потребности, сервис ограничивается неуемным желанием  кабинного экипажа заработать на перепродаже напитков и закусок к ним, и т.д.). Именно такие клиенты (для которых непонятные нам тогда слова — VIP самолет,  VIP чартер, самолет бизнес класса, бизнес джет), по моему субъективному зрению, стали первыми потребителями находящейся в зародыше отрасли – бизнес перевозок. Есть купец – найдется и товар!

Читайте также  Аренда самолета. Как и зачем?

И вот, появляется группа компаний и авиакомпаний, руководителей и их верных соратников ( к которым принадлежит и Ваш верный слуга) которые начинают свою нелегкую работу по созданию среды, из которой путем гениальных свершений и ежедневных мытарств, побед и поражений, заслуженных радостей и внезапных печалей выросло то, что мы гордо именуем сейчас – рынок деловой авиации России.

В развитии стало понятно, что, несмотря на искреннее желание поддержать отечественного производителя, развитие компаний и рынка стоит в прямой зависимости от скорости появления в легальной эксплуатации аппаратов иностранного производства. Да и уважаемые авиационные власти зарубежных государств способствовали этому, воспользовавшись понятными каждому обывателю понятиями шумовых эмиссий и выбросов вредных веществ (не сочтите за старческое ворчание псевдопатриота).

И вот бороздят уже наши просторы первенцы – Хоукеры и Фальконы. Мы уже вместе со всеми, мы уже цивилизация!

А ведь и потребители уже подросли – да еще какие, наши, исконно русские! Наконец-то самые предприимчивые и экономные поняли – не смогут они обеспечить контроль над  развитием кровно нажитого бизнеса без оперативного над ним контроля. А потом еще вышло на первые позиции показать кто что значит и на чем приехал. В России ведь живем!

В общем, развитие пошло темпами и не снившимся простому европейскому рынку. Естественно, с нашей родной спецификой. Специфика эта включает и препоны, связанные с неподготовленностью нашего воздушного, таможенного, экономического и любого другого законодательства к правовому обеспечению такой «странной прихоти» делового человека – «мне надо лететь куда, когда и на чем мне надо!».

С субъективной точки зрения отнюдь не стороннего и реально болеющего за дело обозревателя то, что мы имеем сейчас, хочется описать следующим образом:

  • Рынок – растущий, с необозримыми перспективами;
  • Количество вовлеченных средств – не поддается объективной оценке. Будет расти;
  • Авиапарк – многочисленный. Растущий (ведущие производители плачут от восторга даже во времена пресловутого кризиса. Иногда не могут удовлетворить спрос). Скоро будет весь состоять из иностранных самолетов (бизнес джет);
  • Отечественные авиакомпании – официально много. Реально ставящих во главу угла святое для авиатора понятие «безопасность полетов» много меньше;
  • Иностранные авиакомпании – почти все европейские ведущие эксплуатанты (правдами и неправдами). С отменой заградительных мер, будут все – и ведущие и не очень;
  • Брокеры-посредники – огромное количество (включая компанию-хозяйку сайта))). Увеличивается и будет увеличиваться – на протяжении всей человеческой истории присутствует желание заработать на собственной прозорливости и  связях не вовлекая себя в тяжелый, неприбыльный и неблагодарный труд  (эксплуатация этих самых самолетов бизнес авиации);
  • Потребители – количество растет и будет расти (несмотря на вышеупомянутые неблагоприятные экономические условия, которые, несомненно,  пройдут).

Не в наших привычках заканчивать изложение своих мыслей, даже и в виде краткого экскурса, на минорной ноте. Потому хочется заключить (а из разговоров с коллегами видно, что это общее настроение), что «пациент скорее жив, чем мертв!». Преодолеем мы болезни роста быстрее, чем остальные страны! И будет у нас все в порядке! Надо только закончить с «юношескими» привычками  и болезнями. Надо искать и поддерживать отношения с коллегами-единомышленниками. Надо «учить самолеты бизнес авиации летать» по-настоящему и по-честном!